ГлавнаяКредитная историяБанковский рентген

В 2013 году большинство крупных банков внедрили в свою работу систему оперативного мониторинга финансового поведения заемщиков.

 

 

Система НБКИ «Сигнал 2.0» позволяет банку в режиме реального времени отслеживать  действия клиента и оперативно принимать решения. На постоянном «Сигнале» уже находятся миллионы заемщиков.  

 

В последние три года объемы розничного кредитования росли на 30-40% в год, средний заемщик должен банкам около 60% своего годового дохода. В 2014 году наметилась новая тенденция: кредиты станут недоступны заемщикам с потребностями в небольших суммах на небольшой срок и/или имеющие не очень хорошую кредитную историю. Для них возможны только два выхода: кредит с повышенной ставкой или частные кредиторы, диктующие уже свои условия.   

 

Как мы уже писали, в 2013 году банкиры получили доступ не только к кредитной истории заемщика, но и научились оценивать кредитное поведение социального окружения. Но и этих данных оказалось недостаточно. Теперь вопрос стоит в получении информации о доходах, о небанковских обязательствах и качестве их обслуживания. Банкиры объясняют свое стремление знать о клиенте все и даже больше ростом кредитного мошенничества. При сегодняшней информации о заемщике банки теряют около 60 коп. на каждые выданные 100 руб. беззалоговых кредитов. Конечно, потери банка отражаются на кошельке добросовестных заемщиков. Достаточно благовидный предлог для внедрения все новых систем мониторинга…   

 

Однако другого выхода нет. За год, к началу IV квартала 2013 г., необеспеченных кредитов, по которым не было сделано и первого платежа, стало больше на 22,5%, или 40,8 млрд руб. по всему рынку, подсчитали в НБКИ. Чаще недобросовестные заемщики пользуются кредитными картами - по ним рост за год составил 45,1%, сейчас таких кредитов - на 10,9 млрд руб.

 

Второй по частоте вид кредитов, которым пользуются мошенники, - на покупку потребительских товаров: рост на 15,9% до 29,9 млрд руб.

В долях от общей суммы выданных кредитов мошеннические составляют 0,92% - для кредитных карт, 0,65% - для потребительских кредитов и 0,71% - для необеспеченных кредитов в целом.

 

Но реально кредитные мошенничества встречаются чаще. На рынке фиксируются схемы, по которым первый платеж вносится, а только затем оставшаяся сумма кредита присваивается, отмечают в НБКИ.

 

Отсутствие первого платежа, объясняет директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков, не единственный признак мошенничества: злоумышленник совершает первый платеж, чтобы банк начал его искать позднее. Льготный период по кредиту, который предоставляется, например, пользователям кредитных карт, учитывается при выявлении мошенничества - банк относит кредит к плохим только по истечении 30 дней после окончания льготного периода.

«На сегодняшний день как минимум 2-3 необеспеченных кредита из 100 выданных получают мошенники», - говорится в обзоре НБКИ.

 

Кредитное мошенничество распространено в России неравномерно. Например, если взять автокредиты, то за год наибольший прирост просроченных автокредитов наблюдается в Ставропольском крае (почти на 60%), Краснодарском крае (на 38,7%), Татарстане (на 31,4%) и Волгоградской области (почти на 30%).

 

Некоторые банки пошли на крайние меры, ограничив доступ к свои продуктам клиентам "с улицы". Кредиты стали доступны корпоративным заемщикам, либо "зарплатникам".