Об этом сообщает Шамсутдинов Марсель Маратович, заместитель генерального директора юридической компании ООО «Д-Консалтинг». Клиент банка обратился с заявлением о возбуждении уголовного дела по данному хищению, ведется расследование инцидента.
История исчезновения денег со счета клиента ЗАО «Связной Банк» началась 27 октября 2013 года. Клиент в это время находился дома в г. Сургут, где узнал о блокировке своего телефонного номера, который был привязан к банковским счетам клиента в ЗАО «Связной Банк». После переговоров с оператором сотовой связи удалось узнать, что блокировка номера произошла накануне вечером в связи с телефонным сообщением неизвестного лица, указавшего серию и номер паспорта клиента, об утере телефона. По звонку клиента работоспособность номера была восстановлена, однако пришедшее на телефонный номер sms-сообщение от «Связной банк» радости клиенту не доставило - со счетов клиента были списаны 3,5 млн. рублей.
Как пояснил клиент банка, в указанное время никакие операции по имеющимся счетам им не проводились. После разговора с представителем банка, удалось выяснить, что 26 октября в одном из московских отделений «Связной банк» через кассу по предъявлению паспорта со счетов было списано и выдано наличными 500 тыс. рублей, на следующий день, в том же отделении банка было списано и выдано наличными 3,5 млн. рублей. Прибыв в Москву для разрешения ситуации в головном отделении «Связной Банк» и получив в московском отделении банка справку о состоянии счета, клиент узнал, что помимо указанных сумм со счета исчезли еще 500 тыс. рублей. Таким образом, всего за несколько дней, сумма украденных со счетов клиента денег составила 4,5 млн. рублей.
«На просьбу клиента сообщить, в каком именно отделении происходили списания со счета, первоначально специалисты банка ответили отказом. Клиент банка обратился с заявлением о возбуждении уголовного дела по данному хищению. При списании и выдаче наличных банк нарушил требования ст. 847 ГК РФ, не удостоверившись в полномочиях лица на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете. Защита клиентов - это обязанность службы безопасности банка», - сообщил Марсель Шамсутдинов.
Такие инциденты происходят довольно часто. Заставляет задуматься то, с какой легкостью мошенникам удалось провести данную операцию. Поддельный паспорт, «своевременно» заблокированный мобильный и путь к чужим миллионам был расчищен. Клиент же, пребывавший в это время в совершенно другом городе, фактически оказался один на один с проблемой. Банк не сообщал адрес отделения, где были списаны деньги и клиент практически не мог повлиять на ситуацию, находясь за три тысячи километров от места совершения преступления.
В настоящий момент «Связной Банк» отказывается возвращать клиенту деньги, мотивируя это тем, что все действия при выдаче денег были совершены банком согласно внутренним правилам и инструкциям. Учитывая требования ст. 1095 ГК РФ вред причиненный потребителю вследствие недостатков услуги подлежит возмещению банком независимо от вины банка. При этом, уже сам факт выдачи денег клиента постороннему лицу свидетельствует о наличии в оказываемой финансовой услуге серьезных недостатков, особенно учитывая, что у банка имелись копия настоящего паспорта клиента, образец его подписи и даже видеозапись запечатлевшая внешность клиента. Имея в распоряжении такой объем данных о клиенте совершенно не понятно, как можно было допустить случившееся хищение. Таким образом, попытка банка «прикрыться» внутренними правилами не обеспечивает законности отказа от возврата утраченных денежных средств клиенту.
В последнее время судебная практика по аналогичным делам складывается довольно позитивно в отношении клиентов банков, при этом суды присуждают в пользу потребителя не только суммы похищенных средств и проценты, но так же и штраф в размере 50% от заявленных требований. На наш взгляд в данном случае достаточно велика вероятность добиться от суда решения в пользу потребителя.
В качестве мер защиты от повторения печального опыта клиента «Связной банк» потребителям можно посоветовать:
1. До открытия счета в банке выясняйте условия выдачи средств со счета и отдавайте предпочтение тем банкам, которые требуют предъявления нескольких документов, производят сверку копии паспорта, хранящейся в банке с паспортом, представленным снимающим деньги лицом, а так же сличают фотографии клиента, имеющиеся у банка с внешностью пришедшего человека.
2. Старайтесь меньше оставлять свои паспортные данные посторонним лицам, там где это возможно, указывайте данные водительского удостоверения или любого другого документа.
3. Не храните все денежные средства в одном банке. Чем больше денег на ваших счетах хранится в определенном банке, тем более привлекательными для мошенников они становится.